Экология в школе

 Экологическое образование в современной школе

Актуальность данной темы обосновывается тем, что при рассмотрении главных проблем защиты окружающей среды нельзя не заметить одно непреложное обстоятельство: все негативные изменения в ней происходят вследствие значительной антропогенной нагрузки на нее и делают ее в конечном итоге непригодной для существования самого человека. Складывающаяся ситуация с уровнем экологических проблем уже сейчас демонстрирует значительную опасность для нынешних поколений, а в будущем, если эти проблемы не будут решены, планета может стать в целом непригодной для продолжения жизнедеятельности людей и всех остальных живых существ.

Разумеется, антропогенные процессы, негативно влияющие на экологическую систему и разрушающие ее, соответствующим образом влияют на все социальные институты современного общества, и в том числе на институт образования. Ведь именно в нем происходит процесс формирования экологического знания и экологической культуры подрастающего поколения. При этом обучающиеся в общеобразовательных школах страны должны уяснить, что в основе ухудшения экологической ситуации в России лежат следующие факторы:

низкий уровень экологической культуры, сложившийся в обществе;

невыполнение многими учреждениями системы образования мероприятий по повышению уровня экологической культуры у обучающихся в них – и это несмотря на то, что система образования определена в стране в качестве приоритетного инструмента, формирующего вектор жизнедеятельности страны в области экологии и т. д.

Все это имеет далеко идущие последствия, т. к. вышеуказанные факторы ко всему прочему являются основой нравственной регрессивной динамики современного российского общества. Эти последствия выражаются в таких моментах, как:

резко выраженное потребительское отношение человека к окружающей его природной среде;

крайне неэффективное природопользование, что имеет следствием растрату стратегических ресурсов и природных богатств;

запредельное и чрезмерное для современной природы техногенное воздействие на нее;

негативная динамика показателей, которые отражают почти нулевое состояние восстановительного потенциала природы;

неуклонное увеличение динамики ареалов экологического бедствия;

совершенно неприемлемая составляющая политических решений по экологическим аспектам в стране, которая ударяет по самой возможности продолжения жизни российских граждан и т. д. [1]

Одной из причин такого положения дел является то, что год от года, несмотря на протестные движения граждан, в программах общеобразовательных школ происходит пусть и постепенное, но неуклонное уменьшение количества учебных часов на экологические дисциплины в рамках обязательного изучения, поэтому многие учителя вынуждены использовать дополнительные средства для реализации основной цели самого экологического образования, заключающейся в формировании высокого уровня экологической культуры, основанной, что естественно, на компоненте знаний. Для его реализации необходимо определение научно-теоретических основ дополнительного образования по экологии в современной общеобразовательной российской школе.

Научно-теоретические основы дополнительного экологического образования школьников на современном этапе представляют собой постоянную (непрерывную) систему обучения, воспитания и развития, основной целью которой предстает создание всеобщей экологической культуры личности обучающихся. Этот процесс осуществляется в основном в ракурсе совокупности приемов, средств и методов именно дополнительного образования, как в стенах школы, так и в отдельных учреждениях дополнительного образования, таких как центры экологической подготовки, объединения экологов, конференции экологов, летние экологические школы, летние экологические лагеря, летние экологические чтения, полевые исследования по экологии и т. д. Во всех этих учреждениях, включая саму школу, происходит формирование общей экологической культуры, трактуемой в виде интегративной совокупности нравственных, этических элементов аксиологической составляющей жизнедеятельностных закономерностей и принципиальных основ во взаимоотношении человека, природы и общества. [5]

Экологическое образование – как в обязательных программах обучения, так и в дополнительных внеклассных занятиях, в кружках, летних экологических лагерях и экологических экспедициях, в системе многоуровневого воспитания в семье и в обществе –в целом до недавнего времени несло в себе черты занятий необязательного характера. На данный момент оно должно выходить на ведущие места в системе общего образования.

Необходимо отметить, что такая система дополнительного экологического образования, сформированная и действующая на данный момент в России, представляет собой редкое и даже уникальное явление в мировом сообществе, ее модель интерактивна и трансформируема, быстро реагирует на изменения во внешней среде и являет собой открытую систему, позволяющую вносить в нее множественные дополнения, изменения и преобразования.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения методологической основы самого экологического образования в системе дополнительного в общеобразовательной школе, такой подход предстает как процесс формирования и развития у воспитанников патриотизма. Все это внедряется посредством изучения экологических проблем и включения в деятельность по охране природы родного края: малых рек России, ее регионов, обитателей леса и т. д.

Сегодня система дополнительного экологического образования интенсивно развивается в контексте формирования в ней знаниевых положений; аксиологических аспектов; нормативно-правовых оснований; целенаправленного выбора наиболее адекватных педагогических технологий; расширения познавательного мира учащегося; формирования экологического мировоззрения и т. д.

Главные функции, которые реализуются при этом, представляют собой следующую совокупность:

развитие посредством приемов, средств и методов воспитания у членов экологических объединений экологического мировоззрения и, естественно, поведения как в малых группах, так и в российском обществе в целом;

формирование общих образовательных компетенций у обучающихся;

систематическое проведение профориентационных мероприятий в сфере экологических учебных дисциплин и природоохранного дела;

реализация процедур экологической социализации;

осуществление мероприятий по созданию и формированию в дальнейшем основ гражданско-патриотической позиции учащихся. [7]

Анализ и обобщение опыта экологической образовательной деятельности дает нам возможность определить, какими приемами и методами оно реализуется наиболее эффективно. Это:

реализация дополнительных образовательных экологических программ;

проведение масштабных эколого-образовательных мероприятий (рекреационных, культурно-познавательных, научных, образовательных и т. д.);

привлечение членов экологических сообществ к практическим действиям в сфере мониторинга по состоянию сохранения окружающей среды и пр.

В качестве основных принципов разработки и реализации содержания дополнительного экологического образования выступают следующие:

принцип научности и фундаментальности дает возможность формирования у обучающихся исследовательского отношения к природной среде.

аксиологический и гуманистический принцип способствует формированию нравственно-эстетического отношения к внешней природной среде и помогает созданию аксиологической совокупности качеств у обучающихся, в которой именно экологические идеи занимают главное место. Мировоззренческий смысл таких образовательных программ состоит, прежде всего, в том, что они содержат в себе огромную проблемную сферу естественнонаучного и гуманитарного плана, а дидактический аспект основных тем, составляющих сущность экологических занятий, как принято, создается в структурно-содержательном плане в контексте коэволюционной методологии, при которой учащиеся в постоянном процессе, усваивают основы социальных и экологических систем в виде естественного процесса интегративно.

деятельностный принцип, способствует созданию комплекса познавательных и практических умений экологической направленности, который в то же время формирует волевые и творческие черты личности обучающегося.

методико-биоэкологический принцип основывается на следующих компонентах: единство всего живого на Земле; единая система жизнедеятельности всего живого на Земле; детерминизм и историзм всех процессов и явлений живой природы на Земле; насущная надобность эмпирического контакта с живым; периодичность природных процессов и проявлений; непосредственная обусловленность экологии изучением родного края и т. д. [1]

Переходя к рассмотрению процесса формирования экологической культуры обучающихся, необходимо отметить, что он имеет определенную логику, в рамках которой учащиеся – члены экологических сообществ – проходят пять основных этапов формирования экологической культуры.

I этап. У всех участников происходит начальное формирование мотивации такого вида деятельности, т. е. определение «нужности» и желания, влечения и заинтересованности в процессе изучения живой среды (природы) и человека как части этой природной среды. Именно на этом этапе определяется необходимость в познании живой природы и развивается заинтересованность в занятиях экологией.

II этап. Здесь происходит процесс осознания и формулировки основных экологических проблем в контексте существующих в действительности недоразумений (противоречий) как внутри человеческого сообщества, так и в живой среде (природе).

III этап. На этом этапе происходит поиск и нахождение учащимися основных первопричин образования множества современных экологических проблем. Тут же определяются и возможные системы разрешений этих проблем.

IV этап. На этом этапе определяются теоретико-научные возможности разрешения комплекса экологических проблем на концептуальном «фундаменте» сохранений природы, «управляемого» процесса развития природы и трансформации биосферы в ноосферу.

V этап. В отличие от предыдущих, данный этап в основном является практико-прикладным и поэтому представляет собой итоговое развивающее действие всей работы по экологическому образованию, воспитанию и развитию учащихся в системе дополнительного образования.

Главным вопросом претворения в жизнь экологического образования является стимулирование учащихся к самообразованию в этом плане. Самообразование повышает способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения поступков людей по отношению к природе и социокультурной среде. В процессе развития таких черт характера, как воля, настойчивость и стремление к достижению цели, происходит осознание учащимися нужности разрешения целого комплекса экологических проблем, появляются уверенность в правоте своих взглядов, стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Обучающиеся вне зависимости от уровня своего образования, пола, возраста могут и должны самостоятельно увеличивать степень своей индивидуальной культуры, тем самым обеспечивая и общее развитие экологической культуры всего российского общества. Этот процесс может осуществляться в совокупности следующих форм: открытых народных университетов; дистанционного экологического образования посредством IТ-технологий; лекториев, музеев, кружков, клубов по интересам, выставок, семинаров, конференций и т. п. [11].