среда, 23 ноября 2022 г.

Города будущего должны будут измениться, чтобы сохранить биоразнообразие

 

Эколог. Города — двигатели мировой экономики, на их долю приходится 80% мирового ВВП, но их стремительный рост в последние десятилетия произошел за счет природы. 

Искусственная среда увеличивается, что закономерно приводит к деградации местных экосистем и потере мест обитания животных и растений. Именно города ответственны за более чем 75% глобальных выбросов углерода, ускоряя изменение климата, что приводит к дальнейшему разрушению природы.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Научно-исследовательский институт биологических ресурсов Александра фон Гумбольдта представили новый доклад «Биоразнообразие городов к 2030 году: трансформация отношений городов с природой». В этом отчете представлено видение городов будущего и необходимые системные изменения для развития биоразнообразия, в которых природа занимает центральное место при принятии инфраструктурных решений.

К 2050 году 75% населения Земли будет жить в городах по сравнению с 56% сегодня. И если мы стремимся жить в устойчивых, экологичных и безопасных городах, нельзя игнорировать важность сохранения природы. Одновременно нельзя пренебрегать и потребностями горожан в жилье, офисных зданиях, общественных пространствах, коммерческой земле, транспорте, энергии и коммунальных услугах.

Эти потребности выглядят конкурирующими, но авторы доклада предлагают способ их «помирить». Для этого все инфраструктурные изменения должны быть основаны на природосберегающих решениях (nature-based solutions), или ПСР. Такие решения способны использовать уже имеющиеся природные экосистемы в городе, сводя на нет вред для экологии.

Разница между просто сохранением природы и ПСР заключается в том, что второй способ подразумевает разумное управление городскими экосистемами, такими как водно-болотные угодья, участки леса и зеленые зоны, в том числе расширение таких участков по мере возможностей застройки. Такой подход имеет ряд преимуществ для самого города:

  • 1.воздух и вода становятся чище, что положительно сказывается на здоровье населения;
  • 2.создаются новые рабочие места для реализации ПСР;
  • 3.поглощаются парниковые газы за счет здоровых и ухоженных зеленых зон;
  • 4.появляются природные зоны отдыха, где людям нравится проводить время;
  • 5.в перспективе природная инфраструктура способна снизить количество автомобилей, так как люди будут выбирать прогулки на велосипеде по велодорожкам в окружении деревьев, а не машин;
  • 6.продуманность и красота сбалансированной инфраструктуры способна привлечь туристов и положительно сказаться на экономике, и такие примеры уже есть.

Основной проблемой в реализации ПСР авторы доклада видят недостаточность инвестиций. Несмотря на очевидные выгоды, города в настоящее время вкладывают менее 0,3% своих расходов на природную инфраструктуру. При этом, по оценкам экспертов, инвестиционные возможности (при использовании в тех же основных областях применения, что и сегодня) могут достичь $113 млрд в год в 2030 году. Это в четыре раза больше, чем сегодня, хотя и составляет чуть больше 1% от общих прогнозируемых расходов на инфраструктуру.